На амбиции Путина не хватило денег
Во вторник в Сочи президент России Владимир Путин провел совещание по проекту федерального бюджета на 2013-2015 годы. Любопытно, но ни одна из госпрограмм по развитию отечественной экономики и переводе ее на инновационные рельсы в расходную часть бюджета включена не была, что автоматически переводит послевыборные обещания президента по достижению прорывных результатов в промышленности, экспорте и на рынке труда в разряд популистских заявлений.
Напомним, после инаугурации в мае этого года Владимир Путин в одном из самых первых своих указов на президентском посту поручил подготовить ряд масштабных госпрограмм по социально-экономическому развитию страны. Речь, напомним, шла о следующих задачах: нарастить производительность труда на 50% к 2018 году, модернизировать в соответствии с требованиями инновационной экономики 25 миллионов рабочих мест к 2020 году, увеличить долю наукоемкой продукции в ВВП страны на 30% за ближайшие шесть лет. Эти программы, в соответствии с указом, должны были быть утверждены федеральным правительством до 31 декабря 2012 года. С тем, чтобы с начала 2013 года вступить в действие и, соответственно, с этой даты получить финансирование из госбюджета.
Однако пока никто из экспертов не видел не только текста госпрограмм – эти документы должны быть поданы в правительство для обсуждения до конца октября – но и в расходной части проекта госбюджета эти строки отсутствуют.
Таким образом, провисают без финансирования целевые отраслевые проекты: «Развитие здравоохранения», «Развитие образования», «Культура России», «Социальная поддержка граждан», «Развитие науки и технологий», «Развитие транспортной системы», «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», «Развитие авиационной промышленности», «Космическая деятельность России» и ряд других.
На заседании сам Путин раскритиковал проект бюджета именно за то, что он не позволит реализовать его амбициозные проекты. Президент также подверг критике снижение расходов на национальную экономику, образование, здравоохранение и культуру. Недовольство главы государства вызвал и тот факт, что в бюджете никак не отражена реформа пенсионной системы. За эти недостатки президент поручил премьер-министру Дмитрию Медведеву объявить выговор главе Минрегиона Олегу Говоруну и руководителю Минтруда Максиму Топилину.
Тем не менее, факт остается фактом: бюджет запланирован дефицитным, и денег на масштабные госпрограммы все равно взять неоткуда. К тому же эти проекты не представляются реалистичными. По данным Минфина, доходы федерального бюджета в 2013 году запланированы на уровне 12,9 трлн руб, расходы – 13,4 трлн руб, дефицит госбюджета превысит 521 миллиард рублей или 1,5% ВВП.
Еще одна особенность, вызвавшая ожесточенные споры среди экспертов – формирование госбюджета с 2013 года на основании бюджетного правила: расходная часть будет рассчитываться исходя из базовой цены на нефть за пятилетний период с ежегодным увеличением этого срока на один год до достижения десяти лет. При достижении запланированного уровня цен на углеводороды дополнительная сверхнормативная часть доходов будет направляться на формирование госрезервов, хранимых в иностранной валюте и ценных бумагах зарубежных эмитентов. Если фактическая цена окажется ниже плановой, то на покрытие дефицита будут изыматься средства из Резервного фонда.
- Главный минус проекта бюджета на будущий год – сохранение проблем, связанных со структурой расходов. Основная проблема совершенно такая же, как и в этом году, и в прошлом: государство решает лишь краткосрочные задачи, на долгосрочные цели по развитию страны и экономики оно не выделяет деньги, – говорит эксперт экономической экспертной группы Елена Викторовна Лебединская.
«СП»: - Но ведь правительство должно рассмотреть и утвердить новые госпрограммы. Сколько средств отведено на них в будущем году?
- В проекте бюджета на 2013-15 годы на эти цели не выделено ни копейки. Некоторое время назад казалось, что финансирование президентских задач несколько откладывается из-за нехватки финансирования. Теперь это вопрос открытый: как только деньги появятся – так профинансируем. Однако, на мой взгляд, вообще непонятно, откуда эти средства могут взяться. Проще сказать, что денег на новые проекты попросту нет.
«СП»: - Между тем, буквально вчера Минфин выступил с программой о повышении зарплат чиновников в 2,6 раза, а неделю назад правительство предварительно дало сигнал о повышении трудовых пенсий в 1,5 раза с 2015 года. Ведь это колоссальные деньги. На эти задачи средства находятся?
- На самом деле за этими заявлениями стоит инициатива не Минфина. Но в любом случае с финансированием этих направлений, я думаю, тоже будут значительные сложности. Вообще есть очень много хороших планов, включая упомянутые вами госпрограммы президента, однако все они оставлены на перспективу. Однозначно денег не все не хватит. Придется выбирать какую-то приоритетную цель, и будет очень хорошо, если, в конце концов, денег хватит хотя бы на нее.
«СП»: - А вообще, будут ли собраны в реальности те деньги, которые запланированы на 2013 год?
- Бюджет будущего года сверстан при цене барреля нефти в 97 долларов. Это тоже открытый вопрос. Если цена будет ниже, то госрезервов хватит на то, чтобы выполнять текущие бюджетные обязательства на протяжении года-двух. После чего расходы придется жестко резать. Если нефть будет дороже, то увеличатся отчисления в Резервный фонд, но на инвестирование в развитие экономики в рамках недавно взятого на вооружение бюджетного правила денег также не будет.
- Это бюджетное правило – искусственный тормоз экономического развития страны, - заявила первый заместитель председателя комитета Госдумы по бюджету и налогам Оксана Дмитриева. – Подумайте сами: все будущие доходы от продажи за рубеж нефти и газа сверх необходимого на потребление будут попросту изыматься из экономики и направляться за рубеж, где будут работать на решение экономических проблем других государств.
«СП»: - То есть этот якорь спасения во время захлестывающего глобальную экономику шторма, как его подают официальные лица, на самом деле попросту удерживает нас на месте, не давая развиваться, идти дальше?
- Посмотрите на статистику по минувшему августу: Россия имела отрицательные темпы промышленного роста. И это при благоприятной мировой конъюнктуре цен на энергоносители и притом, что мировая экономика находится на восходящей стадии экономического цикла, чтобы об этом не говорили. Я не понимаю, к какому кризису нас сегодня готовят, как эти отчисления в Резервный фонд реально помогают нам сегодня. Поэтому я считаю, что это бюджетное правило – очень искусственное.
«СП»: - Высокопоставленные лица, которые продвигают это бюджетное правило, имеют достаточную квалификацию в экономике и финансах. То есть хорошо осознают, что делают. Зачем тогда они навязывают эту искусственную конструкцию?
- Я думаю, что за этим проектом стоит корыстный умысел вкупе с непрофессионализмом. За те годы, когда тоже работало бюджетное правило, у нас в стране были созданы целые научные школы, в которых наукообразным языком доказывают необходимость и полезность этой меры. Однако этот король – голый. Стоит непредвзято посмотреть и видно, что никакой пользы от этого правила нет. Я называю пропаганду этого правила под якобы научным соусом «научный кудринизм».
«СП»: - Получается, жертвой этих якобы научных изысканий становятся даже президентские госпрограммы по развитию экономики, на которые не выделяются деньги?
- Я совершенно не верю в выполнимость этих госпрограмм. Например, что такое переоборудовать 25 миллионов рабочих мест? Это больше половины небюджетных рабочих мест в нашей экономике. Переоборудовать – фактически означает создать их заново. Я не знаю, кто это придумал, но реализовать это за 6 лет совершенно невозможно.
Далее, программа повышения производительности труда на 50%. Производительность – это отношение ВВП к числу занятых. Но в денежном выражении это очень трудно замерить. Поэтому этот параметр можно измерить только в натуральном выражении в так называемых базовых отраслях с однородной продукцией: нефтью, газом, металлом и т.п. Для этих отраслей характерной проблемой была сверхизбыточная численность персонала при сверхвысоких доходах. Если выгнать огромное количество так называемого офисного планктона, то, наверное, получится, что, производя столько же, имеем на бумаге более высокую производительность в базовых отраслях. Но для этого надо уволить ни с того ни с сего половину работников в самых прибыльных компаниях. А это очень жесткие потрясения и в социальном смысле – и для рынка труда, и для других компаний, особенно строительных, который испытают значительное снижение платежеспособного спроса. Идти на такие потрясения ради формального выполнения яркого обещания?
«СП»: - Получается, что все эти масштабные задачи по развитию экономики – просто красивые слова после выборов, пустой популизм? Или после критики президента бюджет перепишут?
- Ну а как можно принять за реальную программу задачу за шесть лет перевести треть нашей экономики на выпуск инновационного продукта? Нужно четкое финансирование, нужно четкое понимание по шагам: где и какие меры будут приняты для этого, сколько это будет стоить, для кого будут проводиться запланированные мероприятия, будет выполнять задачи частный сектор или государство? Пока нет не только четких пошаговых программ, но и общих стратегий. А мне самой было бы очень интересно посмотреть на эти документы. Но пока их нет, и я не знаю, как вообще этих целей можно достичь в наших условиях.
Источник: Свободная Пресса
0 коммент.:
Отправить комментарий