среда, 29 августа 2012 г.

Забастовка работников в России


Забастовки работников в России приобретают массовый характер.

И Калуга говорит «Баста!»

По данным профсоюзов, число стихийных протестов на заводах России в 2012 году уже выросло на 20 процентов

После короткого летнего затишья обостряется борьба российских рабочих за свои права. Свидетельство этому - категорическое несогласие профсоюзных организаций калужского автомобильного завода «Volkswagen Group Rus» и уральских металлургов завода «АМУР» с действиями своих администраций.

Металлурги протестуют против незаконного увольнения нескольких своих товарищей. Десятки человек выступили в их поддержку, объявив голодовку. На днях их требования были удовлетворены – уволенным этим летом рабочим перечислили около 700 тысяч рублей компенсации.

А вот на автозаводе российской группы «Volkswagen» в Калуге все только начинается. Это предприятие расположено в 170 км к юго-западу от Москвы в технопарке «Грабцево». Открыто оно осенью 2007 года и до недавнего времени считалось одним из самых успешных в стране совместных предприятий. Его проектная производственная мощность составляет 150 тысяч автомобилей в год. Однако по итогам прошлого, 2011 года, если верить официальным отчетам руководства, с конвейера здесь сошло 160 тысяч автомобилей марок Volkswagen Tiguan и Volkswagen Polo седан, SKODA Octavia и SKODA Fabia.

В конце минувшей недели на заводе торжественно отметили, как сказано на сайте «Volkswagen Group Rus», продажу произведенного в Калуге миллионного авто, которым стал популярный SKODA Yeti 1.8TSI DSG в комплектации Elegance. По некоторым данным, руководство предприятия закатило по такому случаю шикарный обед в Москве на несколько сот гостей.

Казалось бы, можно радоваться: коль такие успехи, значит у всех, кто причастен к ним, в первую очередь - у рабочих, все хорошо? То есть они получают достойную зарплату, имеют свой пакет социальных гарантий. На деле все совсем не так гладко.

- Отношение к нам, простым трудягам, откровенно пренебрежительное, - сказал корреспонденту «СП» на правах анонимности автосборщик Александр. – Руководство с нами абсолютно не считается. Что бы мы ни говорили, например, об условиях труда, о зарплате или социальных гарантиях, - все впустую. Присылают в цех менеджера, тот стоит, слушает, на вопросы не отвечает, только машет головой. Такое впечатление, что глухонемой. Я согласен с нашими профсоюзными лидерами: действовать надо решительно. Все эти обещания, увещевания, полумеры в решении серьезных проблем ничего не дают. Вот наши калужские соседи с завода «Бентелер», поставщика деталей для собираемых нами «фольксвагенов», выступили минувшей весной, предъявили своей дирекции ультиматум. Через три дня после начала забастовки все требования были удовлетворены. Так и нам надо действовать!

Как признался Александр, он сам пока еще не вступил в профессиональный союз, численность которого на предприятии в Калуге превышает уже тысячу человек, но подписал недавно доверенность на право защиты профсоюзными лидерами его трудовых прав. Из 4500 штатных сотрудников калужского завода «Volkswagen Group Rus», такие доверенности подписали более 3 тысяч рабочих и служащих.

Любопытно, что число штатных сотрудников, то есть тех, кто получает гарантированную зарплату, не совпадает здесь с общим числом рабочих, которое приближается к 6 тысячам человек. Причина в том, что руководство предпочитает в последнее время принимать на работу «договорников». И только тех, кого рекомендуют кадровые агентства, с которыми подписано соответствующее соглашение. Что это дает?

- Начальству такие люди выгодны, так как ими очень удобно управлять, точнее, манипулировать, - сказал «СП» Дмитрий Кожнев, координатор профсоюза работников автопрома России в Калуге. - Во-первых, им не надо платить зарплату, а договорные расценки за работу в цехах гораздо ниже. Во-вторых, такие рабочие, в сущности, бесправны. Что-то не понравилось им, с чем-то не согласны, например, работать в воскресенье, - договор тут же расторгается. В-третьих, они не могут вступить в профсоюз, так как они вне штата. Вот администрация и делает на них ставку. Хотя большинство таких «специалистов», как правило, низкой квалификации, что не может не сказаться на качестве выпускаемых автомобилей.

«СП»: - За неполных три года, прошедших со времени открытия вашего завода, вы, кажется, уже не раз бастовали. Какие-то из требований удовлетворены?

- Мы проводили так называемую итальянскую забастовку. Но что она собой представляет? Работу по всем правилам. Нет, скажем, перчаток, или, условно, молотка - с чистой совестью можно ничего не делать, однозначно виноват работодатель, не обеспечил всем необходимым для труда. Эффективность такого способа борьбы, по крайней мере, в России, не слишком высока. Впрочем, в апреле 2011 года нам удалось добиться от руководства существенного увеличения зарплаты. Мы выступили тогда против премиальных в размере 25 процентов от оклада.

«СП»: - Извините, Дмитрий, а что плохого в премиальных?

- Слишком очевидна зависимость от работодателя, его отношения к тому или иному человеку, даже настроения. Начальство, выписывая премию, судит чаще всего не по труду, а по тому, насколько лоялен рабочий к администрации. То есть очевидна рабская зависимость от хозяина. Мы с коллегами по профсоюзному комитету считаем, что это недопустимо. И сумели тогда, полтора года назад, добиться, чтобы на вот эти «премиальные» 25 процентов рабочим повысили оклады.

«СП»: - Прошла информация, что уже в ближайшие дни вы готовы объявить на заводе полноценную забастовку. Каковы причины? Какие требования собираетесь выдвигать?

- У нас застопорились переговоры с руководством по коллективному договору. В нем мы, в частности, предлагаем предусмотреть регулярное повышение зарплаты, компенсирующее инфляцию. Нам же в ответ предлагают все те же премиальные, мол, этого будет вполне достаточно, чтобы «не замечать инфляцию». Если до конца августа дело не сдвинется с мертвой точки, то с 3 по 7 сентября мы работу прекращаем. Начинаем забастовку.

За ситуацией на заводе в Калуге внимательно следят в Петербурге, где расположена штаб-квартира профсоюза работников автопрома (ПРА). Один из его лидеров Алексей Этманов в эти дни сам ведет переговоры с трудящимися ряда питерских предприятий о создании у них первичных профсоюзных организаций. На звонок корреспондента «СП» Этманов, извинившись, ответил коротко: «Мы помогали и будем помогать нашим товарищам в Калуге. Об их намерении бастовать знаем, поддерживаем. Возможно, сам поеду туда, чтобы поддержать коллег на месте».

- Профсоюзное движение в России развивается, набирает силу, авторитет, это очевидно, - сказал «СП» Иван Овсянников, сотрудник орготдела ПРА. – Данные о борьбе трудящихся за свои права поступают к нам регулярно. И не только от коллег, занятых в автомобильной промышленности. Скажем, на прошлой неделе к нам обратились сотрудники питерского «Цветоптторга» – консультировались, как им отрыть свою профячейку? В начале нынешней – работницы предприятия, поставляющего на Всеволожский завод «Форд» бамперы. Их уволили без всяких на то оснований. Женщины готовы подавать иск в суд. Мы будем им помогать. Примеров все больше. Россияне поняли, мне кажется, что терпеть самовластие работодателей недопустимо. Это только усугубляет ситуацию.

«СП»: - Есть данные разных центров, проводивших соответствующие исследования, опросы, что «забастовочные настроения» россиян в 2012 году заметно, скажем так, обострились…

- Да, цифры впечатляют. В этом году число стихийных протестов возросло почти на 20 процентов. Почему я говорю «стихийных»? Нынешнее российское законодательство таково, что официально объявить забастовку - дело крайне сложное и хлопотное. Требуется огромное число разных бумаг. И, кстати, именно официально объявленные забастовки учитываются в Кремле. Что дает основание нашим министрам–капиталистам утверждать, будто это «единичные случаи, а, значит - все в стране хорошо». Так вот, стихийных протестов все больше. Число желающих вступить в профсоюз растет вместе с пониманием людей необходимости целенаправленной грамотной борьбы за свои права, за достойные условия труда. Я на собственном опыте убедился: другого способа, чтобы защитить свою рабочую честь - нет.

Источник: Свободная Пресса

0 коммент.:

Отправить комментарий