среда, 5 декабря 2012 г.

Афёра с пенсиями


Пенсии кинут в топку паровоза

Чиновники собираются потратить накопления будущих пенсионеров на покупку акций РЖД

Приватизацию РЖД в следующем году чиновники собираются проводить на деньги Пенсионного фонда России, то есть, накопительная часть пенсии будущих пенсионеров будет потрачена на покупку акций железнодорожного холдинга. Об этом заявил министр экономразвития Андрей Белоусов. По его словам, сейчас обсуждается приватизация 5% РЖД уже в начале в 2013 года, для того, чтобы «получить реальную рыночную оценку компании».

По мнению Белоусова, проводить IPO (открытое размещение акций на бирже) ради пятипроцентного пакета – «слишком дорогое удовольствие», поэтому приватизировать РЖД можно путем покупки акций Внешэкономбанком на пенсионные средства. Сейчас доходность пенсионных сбережений во Внешэкономбанке составляет 6,5% в год, что ниже, чем инфляция в России. Но не получится ли так, что вложив деньги в акции, в случае обвала рынка из-за кризиса, будущие пенсионеры вообще останутся без пенсии?

Пока же Минэкономразвития подготовило поправки, которые позволят использовать пенсионные деньги для инвестирования в облигации инфраструктурных проектов. Разработать такой механизм до декабря потребовал сам президент Владимир Путин. При этом облигации могут быть выпущены уже в первой половине следующего года, и первыми на очереди бумаги того же РЖД. Министр транспорта Максим Соколов говорил, что для развития транспортной инфраструктуры может быть использовано около 1 трлн пенсионных денег, а министр финансов Антон Силуанов совсем недавно заявил, что правительство выделит 200–300 млрд рублей из пенсионных накоплений на инфраструктурные облигации в 2013 году.

Не исключено, что все они достанутся РЖД, ведь еще в апреле глава РЖД Владимир Якунин предложил Путину выпустить инфраструктурные облигации на 208 млрд рублей для развития Байкало-Амурской магистрали.

О том, насколько рационально вкладывать пенсионные деньги в рискованные акции, и конкретно бумаги РЖД, «СП» побеседовала с непосредственным участником фондового рынка, частным управляющим активами, трейдером Юрием Чеботаревым.

- Когда я услышал эту новость, первая мысль, которая появилась у меня, была следующая. Чиновники решили провернуть прибыльную спекулятивную операцию: взять из одного кармана сто единиц денег, и через покупку акций РЖД положить в другой карман двести. Причем, если используются деньги Пенсионного фонда, то это уже не просто «обдиралово» будущих пенсионеров, а даже хуже, чем воровство. Потому что в любой цивилизованной стране, прежде чем взять деньги государственного пенсионного фонда, правительство должно обратиться к гражданам, провести референдум и спросить их согласия на эту рыночную операцию. А когда это делается росчерком пера чиновника, то мы попадаем в до-наполеоновскую Францию, в которой было одно законодательство для аристократов, а другое - для плебеев.

«СП»: - В РЖД говорят, что деньги необходимы на инфраструктурные проекты, надо развивать транспортную систему России, это ведь дело нужное?

- Дело-то хорошее, но обратите внимание, что РЖД постоянно увеличивает тарифы, причем, цены у них просто какие-то фантастические. Например, если сравнить цены на билеты РЖД с европейскими, то они практически одинаковые, при этом зарплаты у нас в разы меньше, чем в Европе. И куда деваются эти деньги совершенно непонятно, никакой отчетности РЖД народу не представляет. Так же как и за те десятки миллиардов рублей, которые холдинг ежегодно получает от государства из бюджета, то есть, из поступлений от налогоплательщиков, которые имеют право знать, на что потрачены их деньги. Так что, как бы глава РЖД вообще в скором времени не оказался следующим в списке после Скрынник (Бывшая министр сельского хозяйства Елена Скрынник, которая в течение восьми лет возглавляла «Росагролизинг». Вокруг этой госкомпании сейчас разгорается скандал, связанный с многомиллиардными хищениями бюджетных средств - ред.). И еще при этом они еще просят пенсионные деньги?!

«СП»: - Якунин говорит, что деньги нужны на реконструкцию БАМа, и Силуанов уже обещал ему выделить на это до 300 млрд пенсионных рублей. БАМ то ведь ремонтировать нужно?

- БАМ ремонтировать надо, это понятно, но непонятно, почему министр Силуанов без спроса распоряжается деньгами будущих пенсионеров, причем здесь Минфин? Это деньги населения, а не Минфина, но чиновники почему-то воспринимают их как свои собственные. Это происходит, начиная с 2009 года, когда издали закон, позволяющий передавать в НПФ (независимые пенсионные фонды) пенсионные деньги «молчунов» - людей, не выбравших управляющую компанию или не желающих отдавать свои сбережения в частные руки. И еще, прежде чем получить пенсионные деньги, руководство РЖД должно подробно отчитаться за все средства, которые оно получило из бюджета и от повышения тарифов на перевозки, чтобы было понятно, стоит ли ему вообще что-то давать.

«СП»: - Наверное, и Якунин мог бы отчитаться, на какие деньги он купил «Гольфстрим» - самый дорогой в мире частный самолет, на котором он летает?

- Да, мог бы и за это отчитаться. А на БАМ деньги сейчас можно легко и достаточно дешево найти за рубежом. В ожидании кризиса мировые хедж-фонды (Инвестиционные фонды, работающие с производными ценными бумагами, такими как фъючерсы - ред.) активно выводили деньги из рисковых активов, и теперь ищут, куда их вложить. Свободных денег сейчас на мировом рынке столько, что РЖД может еще три БАМа построить, не только реконструировать. Но там же надо занимать под проценты, а здесь можно взять деньги пенсионеров на халяву!

«СП»: - К тому же, неизвестно, не обесценятся ли акции РЖД, когда они все-таки выйдут на биржу. Вон акции ВТБ перед «народным IPO» тоже называли сверхнадежными, а потом, когда они упали в цене, пришлось выкупать их у народа. Да и кризис ведь пока никто не отменял?

- Угроза кризиса по-прежнему существует, острую ситуацию на мировом финансовом рынке просто временно приглушили, но вовсе не решили проблемы. А в случае обвала мирового фондового рынка акции однозначно потеряют в цене. И если даже ушлые управляющие американских пенсионных фондов в прошлый кризис оставили будущих пенсионеров без накоплений, то что говорить о наших чиновниках из Внешэкономбанка. Пенсионный фонд на фондовом рынке – это «теленок для заклания»: он большой и неповоротливый, и в случае кризиса и массового сброса акций игроки «режут» его первым.

«СП»: - А как вы оцените инвестиционный потенциал РЖД с точки зрения профессионального инвестора, вложились бы в его акции?

- Этот вопрос вообще нельзя ставить потому, что РЖД не публикует свои отчеты, у него абсолютно непрозрачная бухгалтерия, здесь даже обсуждать нечего. Как инвестор могу сказать, что достаточно один раз послушать Якунина, чтобы сказать: этому господину я ни копейки не дам. Это точка зрения частного инвестора.

«СП»: - Получается, что нет никакого смысла вкладывать пенсионные деньги в акции РЖД?

- Смысл один: взять пенсионные деньги из одного кармана, купить на них акции, удвоить сумму и положить ее в другой карман.

Источник: Свободная Пресса

0 коммент.:

Отправить комментарий