вторник, 25 декабря 2012 г.

Сколько будем платить за свет и газ


Свет и газ подорожают в пять раз

Минэкономразвития опять предлагает населению раскошелиться

Министерство экономического развития подготовило новый прогноз развития России до 2030 года, предусматривающий резкий рост тарифов на газ и электроэнергию. По мнению авторов, это необходимо, чтобы собрать средства на оплату ремонта нынешних и строительства новых мощностей. Предполагается, что через 15 лет финансирование и ремонта, и строительства будет полностью вестись за счет населения.

Цены на электричество для всех потребителей с 2013 по 2030 годы вырастут в 2,4-3 раза в зависимости от сценария развития экономики, который утвердит федеральное правительство. При этом авторы прогноза заложили в расчеты рост тарифов на электроэнергию для населения в пять раз, а на газ - в 4,6 раза. Получается, что физические лица будут платить за свет на 70%, а за газ - на 30% больше, чем промышленные потребители. Учитывая, что министерство прогнозирует рост средних доходов россиян за ближайшие 18 лет в 2,7 раза, получается, что тарифы монополистов будут расти примерно вдвое быстрее номинальных доходов граждан.

Иными словами, фактически сохранится работающая с 2000 года тенденция, в рамках которой повышалась доля платежей от населения, чтобы облегчить бремя на промышленные предприятия. В результате за последние 12 лет тарифы на электроэнергию для физических лиц выросли примерно в 3,5 раза, однако это не обеспечило никакого расцвета отечественной промышленности, ради спасения которой происходил демонтаж советской системы перекрестного субсидирования. Да и в самой электроэнергетике не произошло ничего примечательного, кроме расчленения производящих и передающих мощностей с частичной их передачей в частные руки.

Словом, ни населению, ни промышленным предприятиям какие-то положительные результаты от реформы энергетики не видны. Зато очевидны отрицательные последствия того, что рост тарифов двух монополистов – а газ дорожал немногим медленнее электричества – намного опережал рост доходов. Передаваясь по производственной цепочке, растущие цены на энергию приводили в последние десятилетия к раскручиванию цен практически на все остальные товары и услуги. Вызываемая ими инфляция отбирала прибыль у предприятий, снижала жизненный уровень населения и изымала у граждан деньги на другие покупки, что стимулировало бы экономический рост.

Получается, теперь эту малопривлекательную конструкцию чиновники предлагают не только законсервировать на десятилетия вперед, но и довести до некой антисоветской модели, создав систему перекрестного субсидирования наоборот. Систему, в которой население будет дотировать предприятия и компании. К слову, по данным ИПЕМ, население потребляет всего-то 12% производимой в стране электроэнергии. Получается, что оно должно частично дотировать своими платежами потребление остальных 88%?

Можно понять, что у Минэкономразвития есть ведомственные интересы, ведь оно отвечает за рост экономики. Однако предлагаемый вариант роста тарифов монополистов не дает экономике выбраться из ловушки высокой инфляции, придавливающей рост ВВП. Так что в жертву инвестпроектам энергетических монополий приносится рост экономики. Что противоестественно, ведь на самом деле энергетика существует для того, чтобы обслуживать экономику.

Учитывая, что более 73% электричества в европейской части России вырабатывается из «голубого топлива», становится понятно, что в конечном итоге дополнительные прибыли будут стекаться в «Газпром», контролирующий около 90% добычи газа в стране и полностью – газотранспортную систему.

Сегодня тариф для домов с электрическими плитами составляет примерно 2,6 рубля за кВт/ч электроэнергии. При среднем потреблении одной квартирой 200 кВт/ч в месяц средний платеж «за свет» немного превышает 500 рублей. Если тариф вырастет в пять раз, средний платеж перевалит за 2500 рублей в месяц. Умножим его на 85 миллионов квартир и частных домов в стране, получим 210-220 миллиардов рублей в месяц или более 2,55 триллиона рублей в год. Из которых дополнительный сбор за рост тарифа выше сегодняшнего уровня как раз составляет примерно 2 триллиона рублей. Для сравнения скажем, что эта цифра превышает расходную часть бюджета Москвы и Санкт-Петербурга вместе взятых в этом году (1,93 трлн руб.).

Возникает вопрос: как электроэнергетикам удастся удерживать рост тарифов в пределах 20% за 18 лет, если стоимость газа вырастет за этот период почти на 50% (в постоянных ценах 2010 года)? Реализуемо ли предложение МЭР?

- Такая структура тарифов внутренне противоречива, - считает директор по макроэкономическим исследованиям Национальный исследовательского университета «Высшая школа экономики» НИУ ВШЭ Сергей Владимирович Алексашенко. - Реализовать ее можно только за счет снижения рентабельности в электроэнергетике, которая сама нуждается в получении средств на инвестпроекты.

«СП»: - Каким образом такое предложение Минэкономразвития отразится на промышленности, на экономическом росте?

- Предлагаемый план роста тарифов на услуги монополистов, безусловно, очень вреден для промышленных предприятий и для экономики в целом, поскольку он будет приводить к перераспределению рентабельности из других секторов в «Газпром». При этом отчетность в газовом концерне достаточно непрозрачна, а потому позволяет воровать, уводить средства в далекие от производства цели. Фактически речь идет о том, что в той или иной мере со всех секторов экономики, со всего населения будут дополнительно собирать значительные средства, которые, в конечном счете, будут, безусловно, идти в «Газпром».

«СП»: - Получается такая общегосударственная система поборов в интересах одного «Газпрома»?

- Ответ очевиден. Вы сами его дали.

- Правительство должно представить образ того будущего, которое ждет Россию в 2030 году, если предложенное повышение тарифов будет принято, - замечает профессор, главный научный сотрудник Института социально-политических исследований (ИСПИ) Российской академии наук Сергей Георгиевич Кара-Мурза. – По моему суждению, в этом случае нас ждет глубокая деиндустриализация той промышленности, которая осталась, и отток населения из всех восточных областей страны.

«СП»: - Для чего министерство предлагает этот проект?

- Минэкономразвития – агент определенной доктрины. Там полагают, что 2030 год – это еще очень далеко, и за это время много чего в стране изменится. Так что отвечать за последствия никто из принимающих сегодня решения не будет. Главное – начать сейчас с быстрого повышения цен. Очень нехороший признак – то, что значительное повышение планируется уже на ближайшие годы.

За этими действиями я вижу утрату того преимущества, которое было в СССР с 1970-х годов, а потом в России. Индустриализация, развитие всей страны, поддержание приличного уровня жизни населения – это все делалось за счет дешевой энергии. Именно она была мотором для промышленности, для всей экономики, для домохозяйств.

У каждой страны есть свое конкурентное преимущество, за счет которого она может преуспевать. Например, в США таким преимуществом является та инфраструктура, которую они сами создали, и которая позволяет в 6 раз дешевле перемещать внутри страны торговые товары, чем внутри России. Они этим пользуются, чтобы развивать свою экономическую активность.

Если учесть, что во всех остальных значимых для экономики моментах мы имеем сплошной негатив, то, откажись мы от естественного преимущества в этом пункте, станем вообще неконкурентоспособными.

«СП»: - Что будет с нашей промышленностью? Как рост тарифов отразится на населении?

- Отопление для населения стоит у нас гораздо дороже, чем в странах Запада. Это означает, что из всех холодных регионов населению придется уходить по финансовым причинам. Это и европейский Север, и регионы Сибири. Реализация прогноза Минэкономразвития приведет к изменению всей структуры промышленности и изменению пространственного расселения граждан. Принимать подобные рискованные программы без полного расчета этих факторов нельзя. Я так понимаю, что министерство такой расчет не предоставляло.

Любая экономика и народное хозяйство в любой стране мира должны проектироваться исходя из принципа оптимизации целого, а не оптимизации для части населения или одной отрасли. Поэтому это предложение – типичный пример субоптимизации, когда одно ведомство оптимизирует только свою зону ответственности, нанося тяжелый ущерб другим частям экономики. В таком виде это крупномасштабный проект передела всего жизненного устройства в России. Я считаю, что недопустимо предъявлять общественности такие непроработанные проекты. И очень надеюсь, что до его реализации не дойдет.

Из досье «СП»

В соответствии с прогнозом МЭР, для промышленности цена электроэнергии с 2015 года будет оставаться на постоянном уровне – 10 центов за 1 кВт/ч. Пик роста цен для населения на электричество придется на 2014-2016 годы (по 14% ежегодно), а на газ – на 2013-2024 годы (по 15% ежегодно). Если сегодня 1 тысяча кубометров газа для населения стоит 86 долларов США, то в 2030 году она будет стоить 313 долларов. К 2030 г. граждане станут платить на треть больше, чем другие потребители газа. Тарифы для населения вырастут в 4,1-5,7 раза. Промышленность будет платить в 2,5-3,5 раза больше.

Источник: Свободная Пресса

0 коммент.:

Отправить комментарий